246017, г.Гомель, проспект Победы, 23б, тел. +375232335238, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Время работы: 07.30-18.00 

Педагог-психолог

Особое отношение к ребенку.

(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДОШКОЛЬНИКА)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ И ЛАСКОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСОБОГО РЕБЕНКА

С самых  первых дней жизни между ребенком и матерью устанавливается тесный, а при благоприятных условиях он может сохраниться на долгие годы.

ПОМНИТЕ: соприкосновение тел матери и ребенка, ласковые поглаживания малыша, улыбка и добрый взгляд – это залог доверительных, дружеских отношений, создающих гармонию и покой.

По мнению психологов, материнские прикосновения необходимы ребенку 6-12 раз в день. Для ребенка с нарушениями в развитии такой контакт особенно значим, так как он является связующей ниточкой между родителями и ребенком.

При пробуждении малыша подарите ему свое тепло, пожелай доброго утра. Начало нового дня будет определять психологический настрой малыша на целый день.

Первое, что он должен увидеть, - это ваше доброе лицо, улыбку, нежный взгляд. Для ребенка это лучшее подтверждение того, что все хорошо, рядом с ним его близкие люди.

Старайтесь, чтобы малыш нашел защиту и чувствовал себя комфортно среди родных людей.

Эмоциональный контакт с ребенком, имеющим проблемы в развитии, выстраивайте постепенно: сначала старайтесь привлечь к себе внимание малыша, затем с помощью различных предметов и действий вызвать его эмоциональный отклик – улыбку , смех , ответный взгляд.

Для полноценного развития ребенка организуйте совместные игры, предполагающие тесное эмоциональное взаимодействие малыша с родителями, в первую очередь с мамой, так как она была долгое время в контакте с ребенком еще до его рождения и этот контакт надо беречь и развивать.

Окружите малыша любовью и нежностью, создайте для него атмосферу эмоционального комфорта, побуждайте его к исследованиям предметов, комментируйте совместные действия, используя различные потешки и стихи, способствующие познавательному и речевому развитию ребенка.

Постоянно устанавливайте контакт с ребенком: при одевании, кормлении, купании, на прогулках, перед сном; старайтесь в это время забывать о своих проблемах и заботах, чтобы ребенку , тонко чувствующему родительское настроение, не не передавались ваши отрицательные эмоции.

Закрепляйте эмоциональный контакт с ребенком, так как это составляет основу вашего сотрудничества и взаимопонимания.

Ласковое внимание родителей может выражаться различными способами контакта с ребенком.

В контакте глаз малыш нуждается  с самого рождения и на протяжении всей жизни. Взгляд мамы или отца может поддержать, успокоить, простить, развеселить и даже наказать.

Потребность в физическом контакте  - поглаживании, нежных объятиях с родителями, появляется у малыша с младенческого возраста. Со временем форма его проявления меняется. Когда ребенок подрастает, ему нужны объятия, поцелуи.

Все дети проявляют живые эмоциональные реакции, но у каждого ребенка они индивидуальны.

Наблюдайте, изучайте эмоциональное развитие ребенка, обращайте внимание на характер чувств, которые он переживает.

Обратите внимание на эмоциональные реакции вашего ребенка: бурное, безудержное проявление чувств наравне со слишком слабой эмоциональностью должно вызывать беспокойство родителей.

При склонности ребенка к отрицательным эмоциям постарайтесь понять и выявить породившие их причины, устранить или смягчить их действие.

ПОМНИТЕ: ласковое, нестрогое отношение к ребенку – это залог его правильного воспитания и развития.

Если малыш не получает положенной доли ласки, он становиться раздражительным, чувствует себя одиноким.

Взрослея, становясь самостоятельными, дети несут в себе заряд родительского внимания, ласки и любви.

Дарите особому ребенку любовь, радость, воспитывайте в нем доверие к миру. Это будет питать душу малыша, формировать в нем позитивное отношение к окружающим людям, жизнеутверждающее настроение.

Эмоциональный контакт и ласковое воспитание облегчает психологическое состояние особого ребенка, будут способствовать улучшению его настроения и дружескому общению с близкими людьми и другими детьми.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ОН НЕ ГОВОРИТ

            Как известно,  общение – одна из главных потребностей человека. Ребенку  с самого раннего возраста,  в то время когда  до первых слов еще далеко, уже необходимо осваивать навыки выражения своих желаний, нужд, просьб о помощи, устанавливать связь с окружающим миром.

         Однако известно, что родители начинают общаться с малышом с самого рождения, задолго до развития его речи, и этот период очень важен для последующего развития ребенка.

         Родителям, воспитывающим особого ребенка, важно понимать, что общение – понятие более широкое, чем просто устная речь.

         Оно включает в себя: восприятие, понимание речи окружающих; реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение; умение соблюдать очередность в диалоге.

         Полноценное общение должно естественным образом сопровождать все повседневные  жизненные ситуации ребенка, даже если он и не имеет возможности говорить.

         Помните: продолжительность довербального (дословесного) периода общения для каждого ребенка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.

         Старайтесь обучать малыша в это время умению концентрировать внимание и  реагировать на окружающих людей, предметы, овладевать игровыми навыками, подражать взрослому, применять навыки в повседневной жизни.

         Вырабатывайте у ребенка навыки невербального общения, которые необходимы ему для удовлетворения социальных, эмоциональных и материальных потребностей.

         Для особого ребенка такай вид общения может быть единственно доступным для него средством взаимодействия с окружающим миром.

         Сформированность невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующие с языковыми понятиями.

         Прежде всего, для успешной коммуникации, установите с малышом зрительный контакт, побуждайте его своим поведением к общению.

         Научите ребенка точно выражать свои потребности, используя для этого все доступные ему средства общения, не спешите предугадывать его желания, пусть он постарается самостоятельно донести до вас свою просьбу или о чем-то сообщить.

          Покажите, что вы не понимаете его незрелые или неподходящие случаю жесты и звуки, терпеливо ждите ответной реакции, дайте малышу время на ответ.

         При обучении навыкам общения учитывайте, прежде всего, интересы ребенка. Совершайте по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используйте жесты, произносите звуки. Копируйте голосовые реакции малыша и побуждайте его копировать звуки, которые произносите вы.

         Чаще играйте с ребенком в звучащие и музыкальные игрушки, предлагайте ему имитировать их звуки.

         Проводите работу по формированию «предсловаря» ребенка, включающую в себя вокализацию и жесты, которыми он может выражать свои чувства т потребности.

         Находясь перед зеркалом, побуждайте его посмотреть на себя, на маму, жестом покажите на себя, затем попросите показать на себя и на вас.

          В разговоре с ребенком используйте жесты и естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния, например междометия – ой, ай, эй, воспроизведение которых сопровождайте различными движениями и мимическими реакциями.

         Ай – руки прижать к себе, на лице отобразить выражение испуга.

         Ай-я-яй - укоризненно покачать головой и погрозить пальцем.

         Ой – на лице радость, всплеснуть руками, поднести их к лицу.

         Эй – радостный окрик, руки вытянуть вверх.

         Каждый жест ребенок должен применять в соответствующей ситуации, подавая определенные сигналы о состоянии голода, дискомфорта и удовольствия, которые взрослый должен понимать и соответствующим способом реагировать.

Таким образом, невербальные навыки общения помогают особому ребенку ориентироваться в окружающей действительности, способствуют вхождению в мир близких людей.

           КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, ИМЕЮЩИМ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ

         К сожалению, рутина повседневной жизни лишает малыша и мать радости общения. Ежедневные заботы, бесконечная работа, бытовые дела отделяют родителей от ребенка.

         Вместо задушевного общения, теплой беседы мать и отец часто обмениваются друг с другом и малышом простыми, безэмоциональными фразами.  Между тем для ребенка, имеющего нарушения в развитии, общение со взрослым очень важно, причем для них обоих.

         Для общения с малышом используйте утреннее время, нежно разбудите его, шепните на ушко ласковое слово, чтобы у него улучшилось настроение и он проснулся бодрым и веселым.

         Разговаривайте с ребенком по дороге в детский сад, если он его посещает, расспросите о его планах, что-то посоветуйте и т.д.

          Вечером после трудового дня, когда вы устали для общения, проведите с ребенком время в спокойной семейной обстановке, устанавливайте с ним контакт с помощью взгляда, улыбки, ласкового приветствия.

         ПОМНИТЕ: ребенок от рождения наделен способностью общаться со взрослым, всегда отвечайте на его желание пообщаться с родителями.

         У детей с нарушениями в развитии, так же как и у здоровых малышей возникает желание общаться с родителями и другими взрослыми, но гораздо медленнее и позднее, чем у нормально развивающегося ребенка.

         Создавайте специальные игровые ситуации, в процессе которых у ребенка возникают ответные голосовые реакции, взаимодействие родителя с малышом.

                   Обучайте ребенка первоначальным знаниям и умениям, необходимым для овладения речью, а в дальнейшем – для обмена информацией.

         Основой для вашего общения с особым ребенком должна стать игра, так как это наиболее привлекательный вид детской деятельности в дошкольном возрасте. Именно игра позволяет раскрыться, побуждает его к общению с участниками игры.

         Систематически играйте с ребенком, озвучивайте при этом все, что делаете, чем занимаетесь. Это благоприятно воздействует на атмосферу общения, создает у малыша комфортное состояние.

         Рассматривайте и читайте ребенку книжки с картинками, объясняйте ему связь изображений с прочитанным текстом.

         Способствуйте развитию общения с особым ребенком, используя для этого разные приемы и способы, вызывающие его ответные реакции.

         При общении обязательно называйте малыша по имени.

         Поощряйте его любую попытку что-то вам рассказать, обратиться за помощью. Побуждайте желание ребенка общаться с другими членами семьи.

         Старайтесь расширять круг общения ребенка со взрослыми, разнообразить средства их взаимодействия. Передавайте ему свою радостную, положительную энергетику.

         Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребенка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.

         При общении с ребенком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:

- разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;

- при разговоре повернитесь к ребенку лицом и смотрите ему в глаза;

- не перебивайте малыша на полуслове, выслушайте его до конца; постарайтесь быть внимательным, заинтересованным слушателем, не отвлекайтесь во время разговора с ребенком на домашние дела;

- не разглашайте детские секреты, которые он вам доверяет.

         Обращайте внимание на правильность произношения звуков и слов при разговоре, контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребенка к речевой деятельности.

         Общение особого ребенка со взрослым способствует появлению у него предпосылок для возникновения звуков, слов, речи.

         Только при систематическом общении с проблемным ребенком можно получить положительный результат – научить его правильно произносить звуки, определенные слова, фразы, а в дальнейшем – пользоваться речью.

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук:
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Лепка из пластилина геометрических фигур. Затем опознавание слепленных геометрических форм с закрытыми глазами.
3. Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
4.Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).

Рифмованная речь сопровождается движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слух, восприятие. В результате дети быстро овладевают правильным произношением звуков, проводят более уверенные линии.

Адаптация к школе. Как помочь ребенку 

успешно адаптироваться к школе

Любые события - важные

В этот ответственный в жизни школьника период, период адаптации к школе, родители должны быть особенно внимательны к своему ребенку. События, какие происходят у него в жизни, внове ему и представляют для незакаленной психики немалый груз. Быть может, поэтому, замечаете вы, ваш ребенок так устает, и то радостное возбуждение, каким сопровождались посещения школы в первые дни сентября, довольно быстро сменяется заметным унынием. Некоторые проблемы могут возникнуть у первоклашки и со сверстниками, а ребенок, находившийся всю свою жизнь при маме, в «тепличных условиях», не имеет опыта решения этих проблем; он с кем-то повздорил или даже подрался и теперь растерян, угнетен, у него, понятно, нет никакого настроения, и то, что увлекало вчера, сегодня совсем неинтересно, весь мир представляется ему в серых тонах... Вот здесь-то и необходимо вмешательство внимательной мамы.

 

Каждому ребенку нужна семья.

В Гомельской области проживают 4528 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и каждый из этих детей нуждается в семейном тепле. Реальная возможность помочь сиротам – принять их на воспитание в свою семью. Семья является естественной средой формирования личности ребенка, вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его вступления в самостоятельную жизнь.

Приёмная семья (наряду с опекунской семьей и детским домом семейного типа) является семейной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Один из родителей принимается на работу в отдел образования, спорта и туризма на должность приёмного родителя, приемные родители являются специалистами системы образования. Время работы в качестве приемных родителей засчитывается в общий трудовой стаж, им гарантировано право на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение. Приемные родители получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи.

Дети, устроенные в приемную семью находятся там на правах воспитанников, между приёмными родителями и приёмными детьми не возникает ни жилищных, ни алиментных обязательств.

Если Вам небезразлична судьба детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если Вы хотите помочь ребенку обрести семью, обращайтесь в отдел образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г. Гомеля по адресу: г. Гомель, пр. Ленина, 45 (4 кабинет).

По возникающим вопросам Вы также можете обратиться по телефонам: 77-37-10, 71-91-49.

Консультация «Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности»

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей. Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития.

Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека, невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания. Для того чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, мною проведен констатирующий этап исследования.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Исследуя тревожность детей, я обратила внимание, что на рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением родителей.

Для педагогов и родителей можно дать некоторые рекомендации.

1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);

2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;

3. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

5. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Опрос

Нравится ли вам наш сайт?

ДА - 86.3%
НЕТ - 13.7%

Total votes: 73
The poll has expired
Refresh results